Содержание статьи
Главная задача брендингового агентства, как сейчас стало модно говорить – «упаковать бизнес». Бренд создает дополнительную стоимость товарам и услугам, задает основы коммуникации с аудиторией. Является библией маркетинговых стандартов компании и еще много-много всего. Но помимо этого, бренд компании – это еще и вид нематериального актива.
Как зарегистрировать товарный знак
Еще в 1775 году финансист Клайд Монро предложил миру десять золотых правил ведения бизнеса, ни на йоту не утративших своей актуальности. Первое из них гласит: «защищайте свои инвестиции!» И для защиты Вашего бренда в законодательстве РФ предусмотрены специальные правовые механизмы. Применительно к бренду компании – это регистрация товарного знака. Насколько это сложно или просто мы попытаемся разобраться в этой статье и начнем, как всегда с разбора самих понятий.
Товарный знак или торговая марка – в чем разница?
Сами по себе эти понятия схожи по содержанию и функции, однако есть существенная разница. Торговая марка (значок TM) – это понятие пришедшее к нам из международного права и самое главное можно выделить простым тезисом: торговая марка не является правоохранным механизмом на территории РФ в ст. ГКРФ 1225 упоминания о ней отсутствуют. То есть для того чтобы получить права на, например свой логотип на территории РФ, его нужно зарегистрировать в качестве товарного знака. Для целей указания на защиту иногда используют обозначение «R» в круге.
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей…. (Ст. 1477 ГК РФ)
Может ли зарегистрировать товарный знак на физическое лицо?
К сожалению, зарегистрировать торговый знак вашего бренда на физическое лицо невозможно. Если только нет регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В Гражданском Кодексе прямо указано, что зарегистрировать товарный знак можно только на юридическое лицо или ИП (Ст. 1478 ГК РФ).
Каким может быть товарный знак?
Товарные знаки могут иметь следующие формы:
1) текстовые обозначения – т.е. слова или аббревиатуры.
2) графические элементы – т.е. символы и изображения (разработка фирменного стиля)
3) комбинированные формы – т.е. сочетание графических и текстовых объектов (создание логотипа)
Кроме того, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы музыкальные произведения, запахи, цвета, расположение какого-либо элемента на товаре. И любые другие обозначения, которые позволяют индивидуализировать товар или услугу.
Посмотрите наше видео на тему юридической защиты вашего бренда.
Что еще нужно знать перед регистрацией торгового знака?
Теперь, когда мы разобрались с самим понятием товарного знака, нужно уяснить для себя несколько моментов. Есть такое понятие как МКТУ — это сокращенное название Международной классификации товаров и услуг, предназначенной для регистрации товарных знаков. Это реестр, разбитый на 45 классов. К каждому из классов относится своя отрасль товаров или услуг. Таким образом, регистрируя торговый знак, мы можем отнести его к одному или нескольким классам товаров и услуг.
При этом его правоохранная способность будет распространятся только на товары и услуги этих классов. Чем больше вы выберете классов при регистрации товарного знака Вашего бренда, тем выше будет, во-первых, стоимость регистрации, во-вторых, вероятность, что что-то подобное уже кем-то использовано.
Кто является органом регистрирующим торговый знак?
В РФ свидетельства на товарный знак выдает Роспатент – Федеральная служба по интеллектуальной собственности. При этом экспертизой знака занимается ФИПС – Федеральный институт промышленной собственности. Подведомственное учреждение Роспатента.
Можно ли зарегистрировать товарный знак самостоятельно?
Конечно, товарный знак можно зарегистрировать самому. Это можно сделать подав заявку на регистрацию обозначения и оплатить необходимые пошлины. Можно следовать следующим шагам:
1. Скачать и заполнить заявку на сайте ФИПС (либо, если есть квалифицированная цифровая электронная подпись, можно заполнить заявку электронно там же на сайте).
2. Оплатить государственные пошлины за подачу заявки и за проведение экспертизы. Размер зависит от количества классов МКТУ в отношении которых подается заявка. Кстати, обратите внимание, если Вы подаете заявку в электронном виде размер пошлин будет уменьшен на 30%.
3. После завершения экспертизы, которая длится около 8 мес., в случае принятия положительного решения о регистрации, нужно будет уплатить дополнительные пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства.
Можно переложить ведение делопроизводства – заполнение и подачу заявок патентному поверенному. Это удорожает процесс получения товарного знака, но дает такие преимущества, как грамотное заполнение всех документов, экономия Вашего времени. И возможность не забивать себе голову дополнительной информацией, а инвестировать свое время в развитие собственного бизнеса.