Содержание статьи
А вы знали, что решающим фактором при выборе товара выступает цвет?! На него ориентируются около 85% покупателей, поэтому к фирменной палитре стоит отнестись максимально ответственно. Если интересно, что получилось бы из зелёного «Макдоналдса» и почему «Ростелекому» «к лицу» смена цветов, обязательно читайте дальше. Рассказываем про цвет в брендинге.
Цветовая палитра в брендинге
Аналитическим сервисом KISSmetrics было проведено любопытное исследование, согласно которому 85% потребителей отдают предпочтение товарам тех или иных брендов, ориентируясь на их цвет. За это можно сказать «спасибо» ассоциативному мышлению, благодаря которому с каждым цветом связан некий готовый образ, который сформировала культура, а также реклама и многочисленные медиа. Например, зелёный говорит о чём-то полезном и экологичном, в то время как синий – цвет ИТ-технологий. Нельзя обойти стороной и стереотипы, успевшие прочно войти в дизайн и рекламные предложения: розовый – для девочек, а синий – для мальчиков.
Каждый бренд в своей айдентике использует определённую палитру или так называемые «фирменные цвета». Стоит только упомянуть «красного сотового оператора», как все понимают, что это про МТС, а зелёный и фиолетовый устойчиво ассоциируются с компанией «МегаФон». Или, например, корпорация Google – это сочетание уже ставших классикой четырёх цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Палитра бренда отражается и закрепляется в руководстве по стилю — гайдлайне.
Фирменный цвет в брендинге решает следующие задачи:
- выделяет главное, умело расставляя акценты на нужном визуале;
- способствует узнаваемости;
- вызывает эмоции;
- закрепляет за брендом «правильные» смыслы.
Расскажем, как это работает, на примере «Макдоналдс». Перед вами три логотипа, первый из которых используется в реальности. Название в белом цвете выглядит нейтрально и сдержанно, а вот жёлтая буква «М» с плавными очертаниями на красном фоне – просто воплощение фастфуда: как будто картошку фри макают в кетчуп. Невольно возникают ассоциации с чем-то быстрым и недорогим. Нам сразу становится понятно, куда мы пришли и что получим.
Теперь внимание на вторую картинку. Стоило букве «М» из жёлтой превратиться в лаймовую, а красному фону стать зелёным – и перед нами совсем другое заведение, с явным ЗОЖ-посылом, возможно даже что-то веганское. Снова меняем логотип и смотрим на третью картинку. Фон приобрёл холодный розовый оттенок, а буква перекрасилась в бордовый. Это уже не фастфуд или ЗОЖ-заведение, а кондитерская, предлагающая посетителям булочки, конфеты и мармелад. Посмотрите, как с помощью цвета меняется весь смысл бренда.
Между тем, нет достоверных данных, сколько цветов нужно использовать при создании фирменного стиля компании (один, два или все десять), чтобы создать нужный образ у потребителей – всё решается индивидуально в каждом случае.
Цвет в брендинге. Как правильно выбрать
Строго говоря, не существует каких-либо жёстких ограничений для компаний при выборе цветовой гаммы. Рекомендации в основном касаются соотношения цветов:
- Определитесь с двумя базовыми оттенками. Они должны быть контрастными, чтобы пользователь смог лучше рассмотреть информацию и прочитать любой текст. Особенно это касается оформления сайта. Чтобы не перемудрить с сочетанием оттенков, рекомендуем использовать старую добрую классику: сочетание чёрного текста на белом фоне.
- Выберите акцидентный цвет. Пусть он будет ярким, чтобы побуждать потребителей останавливать на нём своё внимание. Обычно таким цветом выделяют наиболее важную информацию. Примером акцидентного цвета является зелёный у «Леруа Мерлен». В некоторых случаях их даже может быть два – так, например, IKEA расставляет нужные акценты с помощью синего и жёлтого.
- Используйте правильную кодировку. Это даже важнее, чем выбор самого цвета. Представьте себе крупную компанию, логотип которой используется на самых разнообразных носителях. Продукция, сайт, приложение, социальные сети, реклама в СМИ и на улице, вывески магазинов, форма сотрудников и многое другое – на каждом из них фирменный цвет (например, красный у МТС) должен отображаться одинаково. Его необходимо сделать строго идентичным для всех форматов. Но каким образом можно добиться желаемого результата?
Цветовые кодировки
Всё дело в цветовых кодировках, с помощью которых удаётся передать цвета на разные носители. В зависимости от специфики каждого случая используют такие форматы кодировок:
- CMYK— подходит для печатной продукции, например буклетов и листовок.
- RGB— применяется в диджитал-сфере, в том числе для воплощения креативных идей в соцсетях.
- HEX— пригодится на сайтах и при работе с приложениями.
- Pantone – фиксирует цвета и их точное количество, необходимое для получения нужного оттенка. Кодировка «подсказывает» конкретной типографии, как ей правильно произвести расчёты и настроить оборудование, чтобы попадание в цвет было максимально точным.
- Oracle— к этой кодировке обращаются, если хотят сделать светящийся объект, например вывеску. Чтобы она светилась, краску предварительно наносят на особую плёнку, и уже ей обклеивают пластмассовые носители.
Главная задача – удостовериться в том, что у выбранного цвета схожие оттенки во всех нужных вам кодировках. Например, у такой крупной корпорации, как Apple, фирменный цвет в брендинге – чёрный. Он должен быть идентичным на всех носителях. Совершенно невозможно себе представить, что на одном виде продукции он будет выглядеть глубоким и насыщенным, а на другом – бледным, похожим на тёпло-серый цвет. У пользователей сразу начнут возникать вопросы относительно подлинности товаров: «Вдруг я приобретаю подделку?». Чтобы подобных ситуаций не возникало, как раз и проводят тщательную проверку кодировок.
Вы нашли своего союзника в создании успешного бренда Напишите нам! Обсудим с вами шаги по развитию вашего бизнесаС чего начинается подбор цвета в брендинге
Предлагаем ознакомиться с основными шагами, которые помогут вам подобрать и внедрить нужные цвета:
- Выберите тип носителя (физический или цифровой). К физическим носителям относятся, например, пластик, бумага, картон и разнообразные вывески, а к цифровым (или диджитальным) – сайты, приложения, социальные сети и рекламные баннеры. Для каждого вида предпочтительно использовать свою цветовую схему (CMYK, RGB, HEX или Pantone).
- Рассчитайте потребность в количестве носителей. Особенно это касается печатной продукции. Оказывается, одни цвета намного дороже других. Соответственно, цена продукта может ощутимо подрасти. Например, если бы служба доставки «Самокат» решила изменить свой фирменный оттенок с розового на кислотно-зелёный, то ей пришлось бы переделывать множество физических носителей (в том числе, упаковку продукции и пакеты). В результате все товары и услуги сервиса увеличились бы минимум на 15 – 20%. А всё потому, что печать флуоресцентного цвета обходится дороже обычного. Для него требуется Pantone, а также особое оборудование и специальная кислотная бумага.
- Определите ЦА. Не секрет, что для каждой аудитории нужно подбирать подходящие цвета, опираясь на психологические особенности и предпочтения людей. Если бы в том же «Самокате» ЦА составляли бабушки, то компания, скорее всего, выбрала бы более консервативный цвет (например, красный, как в магазине «Пятёрочка»). Однако «Самокат» ориентируется на молодую аудиторию, любящую всё яркое и динамичное, поэтому предпочтение было отдано розовому цвету и оттенкам синего и зелёного.
- Продумайте ассоциации и эмоции, которые должна вызывать ваша продукция, потому что в этом вопросе вам также будет помогать цвет. Давайте продолжим разбор «Самоката». Вокруг него так и витает облако тегов: «быстро», «за 15 минут», «удобно», «вкусно» и т.д. К сервису по доставке свежих продуктов точно не подойдут пастельные или невыразительные цвета, а вот показать динамичность как раз помогут удачно подобранные оттенки красного (розовый – в их числе).
- Постарайтесь учесть сезонность. Правило актуально далеко не для всех товаров и услуг, но если вы занимаетесь брендингом курортной территории, то об этом стоит помнить. Например, «Роза Хутор» в летний и зимний период – как два разных курорта, причём каждый со свой аудиторией и атмосферой. Зима ассоциируется с лыжами, сноубордом и различными активностями, заточенными под молодёжь. Идеально подойдут все оттенки синего, вплоть до кислотного – почему бы и нет? А летом курорт превращается в спокойное место отдыха для семейных пар и родителей с детьми. Для них актуальны прогулки к водопаду и «покорение» гор на подъёмниках. Оттенки должны быть насыщенными, например розовыми или зелёными.
- Отталкивайтесь от конкурентов, но не забывайте о собственной продукции. Здесь многое зависит от масштаба вашего бизнеса. Если в планах занять большую рыночную нишу, то постарайтесь стать заметными (совсем как «Самокат»). Когда речь идёт о небольшой кофейне в спальном районе, то вряд ли стоит тратить время на подбор фирменного оттенка, который пока не успели занять конкуренты. Лучше внимательно посмотрите на то, что вы предлагаете, особенно на специфику бренда, – и выбирайте цвет, который будет представлять вашу продукцию максимально полно и объективно.
- Используйте цветовые гармонии. Они помогут подобрать фирменную палитру. Смысл в том, что гармоничными мы воспринимаем сочетания, близкие к естественным. Чтобы их обнаружить, посмотрите на цветовой круг.
А теперь представьте какое-либо природное явление или объект. Например, роза – это сочетание красных бутонов с зелёными листьями и стеблем. Данные оттенки являются противоположными (или контрастными), но в то же время мы их воспринимаем как гармоничные.
Но можно пойти от обратного. Множество цветов имеют искусственное происхождение, например, кислотные оттенки. Они просто кричат о том, что созданы человеком, поэтому идеально подходят для ИТ-технологий или суперсовременных разработок.
Что даёт изменение фирменного цвета
Правильно подобранный цвет в брендинге – это удача. Аудитория быстро к нему привыкает и «считывает» бренд буквально за секунды, стоит только увидеть знакомый оттенок. Но бывает так, что компания в какой-то период своего развития понимает, что готова к изменениям, в том числе к смене фирменных цветов. Подходить к этому вопросу нужно очень осторожно, чтобы не вызвать у аудитории раздражение и разочарование в бренде или, того хуже, пропасть с её радаров. Только представьте, что «Додо пицца» внезапно решит изменить фирменный оранжевый на какую-нибудь кислотно-жёлтую или зелёную гамму. Потребители, получив свой заказ, будут долго гадать: «А что мне сейчас привезли?». И это хорошо, если вообще дойдёт до доставки – возможно, сомнения, закравшиеся при заказе, заставят обратиться к конкурентам.
Причины обновить палитру бренда:
- Направить ассоциации в лучшую сторону. Допустим, есть какой-то бренд, у которого дела стали идти из рук вон плохо: проблемы то с поставщиками, то с самим продуктом, сбои в системе, а ещё недовольные клиенты закидывают негативными отзывами. Компания лелеет надежду с помощью смены образа привлечь новую аудиторию, ещё не «пострадавшую» от неудачного опыта общения с ней. Одним обновлением фирменной палитры, конечно, не обойтись – придётся подключить ренейминг, но и цвет в брендинге сам по себе может многое. Например, изменив гамму с зелёного на ярко-розовую, бренд намекает аудитории, что все проблемы позади, они теперь совсем другие – вы, главное, приходите к нам и убедитесь сами, какие мы классные.
- Обозначить смену или расширение сферы деятельности. Замечательный пример – «Сбербанк», который теперь уже не просто банк, а «Сбер» с расширенным функционалом. До всех изменений фирменный зелёный вроде неплохо подходил для банковской деятельности. Но «Сберу» стало тесно в привычных рамках и он начал покорять новые горизонты: доставку, интернет-аптеку, онлайн-кинотеатр и другие. В итоге на логотипе появились два новых цвета, жёлтый и голубой.
- Сделать связь с реальной ЦА более прочной. Бренду приходится менять цвет, если он совершенно не попадает в целевую аудиторию. Например, для магазина с товарами для новорождённых был выбран тёмно-коричневый или чёрный цвет. Явно неудачный ход. Мрачные тона не подходят для детского магазина. Потому что дети ассоциируются с чем-то милым и трогательным. Придётся менять гамму на более подходящую.
По такому пути пошёл «Ростелеком», немало удивив всех сменой логотипа и фирменных цветов. Компания считает, что новый образ куда лучше передаёт её суть, чем прошлый. Ну, а мы возьмём и согласимся.
- Избавиться от конкурентов. Допустим, ваша команда потратила кучу времени и сил, чтобы запустить какое-то новое направление. Например, доставку еды в небольшом городке. Долго выбирали фирменный цвет – им стал оранжевый, потому что он ассоциируется с чем-то аппетитным и недорогим. Бренд активно завоёвывает доверие у аудитории. Как вдруг появляется конкурент, который решает в качестве своей фирменной палитры выбрать, что бы вы думали, тоже оранжевый, только в сочетании с красным. Дальше происходят ожидаемые события: конкурент, пользуясь сходством с вашим брендом, оттягивает часть аудитории на себя. Вам остаётся только обновить фирменные цвета, чтобы максимально дистанцироваться от ушлой компании.
Что можно и нельзя делать при подборе фирменного цвета
Начнём с того, что под запретом:
- Если у вашего бренда много физических носителей, не используйте кодировку RGB. В ней присутствуют оттенки, которых нет в системе CMYK, а её применяют в цифровой печати. Для совпадения цветов с RGB вам понадобится обращаться к более дорогой кодировке Pantone.
- При ограниченном бюджете и недорогой стоимости товара избегайте сложных цветов, с трудом поддающихся цифровой печати. Типа кислотных оттенков или градиентов.
Теперь немного полезных советов:
- При использовании нескольких видов носителей, придётся проверять оттенок во всех кодировках – он должен совпадать.
- Начинайте работу над узнаваемостью бренда как можно раньше. В этом вам помогут фирменные цвета, которые сформируют прочные ассоциации с вашей компанией. В конце концов, потребитель сможет безошибочно вычислять вас среди других брендов – и будет вам счастье.