О регистрации товарных знаков
В любое время для предпринимателя было важно обеспечить узнаваемость своего продукта, его отличимость от таких же продуктов других производителей, и, конечно, его известность потребителям. Для этого на продукты ставили клейма, фабричные марки или иные отличительные знаки, которые стали объединять единым словом – бренд.
Благодаря таким отличительным знакам продукт ассоциировался в голове потребителя с определенным производителем и позволял такому производителю формировать пул лояльных к своему продукту клиентов, растить, как сейчас называют, его добровольных амбассадоров. Однако, как только продукт становился популярным и начинал приносить прибыль, появлялись другие предприниматели, которые также хотели использовать уже созданную известность. Они начинали копировать отличительный знак и проставлять его на своих продуктах, таким образом размывая достижения того, кто его использовал первым, а иногда прямо ухудшая и уничтожая наработанную им репутацию.
Чтобы избежать этого и защитить отличительные знаки, была разработана специальная государственная процедура, прохождение которой закрепляло такой знак за его владельцем и позволяло защитить его от пытающихся паразитировать на его известности конкурентов. Именно такая процедура сейчас и называется регистрацией товарного знака.
Благодаря это процедуре незащищенный бренд превращается в охраняемый государством товарный знак. Владелец зарегистрированного товарного знака приобретает исключительные (имущественные) права, и без его согласия никакое другое лицо не может использовать не только идентичное его товарному знаку обозначение, но и сходное с ним, если сходство может вызвать смешение у потребителей.
Здесь важно подчеркнуть, что защищенным товарным знаком может быть не только слово (комбинация слов) или изображение (логотип), но и любое другое обозначение, которое может позволить отличить один товар от другого. Товарным знаком может быть форма упаковки (например, оригинальная бутылка), фактическое расположение рисунка на предмете (например, расположение полосок на футболке), короткий видеоклип, аудиофрагмент, определенный цвет и даже… запах.
Процесс регистрации в России, как и во многих странах мира, в целом, унифицирован. В первую очередь необходимо определить те товары и услуги, для которых вы регистрируете товарный знак. Все товары и услуги для целей регистрации товарных знаков разделены на 45 классов, и при регистрации вам придется указать в каких классах вы просите защитить свое обозначение. К этому этапу рекомендуется подходить тщательно и не пропустить классы, для которых вы используете товарный знак или хотите его использовать. Если вы потом захотите добавить какие-то классы к защите уже зарегистрированного знака, то придется проходить всю процедуру регистрации для этих «забытых» классов заново.
Далее очень желательно (но не обязательно) провести краткий поиск по реестру товарных знаков и заявок, чтобы убедиться, что нет уже зарегистрированных конкурирующих заявок. Это можно сделать самостоятельно (существует большое количество интернет сервисов, которые предлагают такую услугу бесплатно) либо обратиться к экспертам, которые помимо поиска смогут проанализировать сходство (когда отсутствует очевидность такого сходства) и дадут совет по возможному изменению знака, чтобы уменьшить риск отказа в регистрации.
После того как были определены классы товаров и услуг можно начинать готовить заявку на регистрацию и рассчитать пошлины за подачу заявки и за проведение экспертизы (эти пошлины должны быть оплачены до подачи заявки). Заявки сейчас в большинстве своем подаются в электронной форме через систему «Регистратор», но если у вас нет квалифицированной ЭЦП, то можно подать и «по старинке» в бумажном виде.
С даты подачи заявки у вас появляется приоритет, то есть любая заявка на товарный знак поданная после этой даты, будет рассматриваться уже с учетом вашей заявки. Это, конечно, еще не исключительно право, но уже большой шаг к тому, чтобы пресечь любые попытки каких-либо лиц зарегистрировать ваш бренд раньше вас.
Кстати, после того, как подана заявка у вас появляется возможность заявить знак и для международной регистрации через Мадридскую систему, но это уже другая история.
Подача заявки раскручивает маховик государственных регистрационных действий –экспертиз вашего знака на его регистрабельность, по результатам которых эксперты Роспатента вам сообщат, будет ли он зарегистрирован или есть основания отказать в регистрации.
Поможем вам в создании сильного бренда!
Свяжитесь с нами, чтобы узнать условия и стоимость работ.
Написать
Если после экспертиз вам сообщают о том, что решение о регистрации принято, вам останется только оплатить финальную пошлину за регистрацию и получить свидетельство на товарный знак.
Если же вас уведомят о том, что есть основания для отказа, то у вас будет шесть месяцев для подготовки письма с вашими доводами относительно необоснованности отказа (аргументы могут быть разными, как и основания для отказа, но это также тема для отдельной беседы). Если эти доводи будут признаны экспертами, то вы получите решение о регистрации, если же нет, то вам придет окончательный отказ, который можно оспорить в Палате по патентным спорам, а потом в суде.
После регистрации товарного знака в реестре и получения свидетельства, у вас появятся исключительные (имущественные) права на него, и никто больше без вашего согласия не сможет использовать сходные знаки для аналогичных товаров и услуг, для которых зарегистрирован ваш знак. Кроме того, у вас появится возможность распоряжаться знаком, ставить его на баланс, коммерциализировать (например, предоставлять лицензии на его использование и франшизы), а также вы сможете безбоязненно начинать маркетинговые кампании с этим знаком не боясь, что кто-то может его у вас «забрать».
Примеры зарегистрированных знаков



